Председатель Правительства РФ В.В. Путин провёл в Краснодаре заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Поговорим сегодня о подготовке специалистов в области спорта и физической культуры. Наша цель - привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни. Мы, конечно, будем продолжать реализовывать крупные проекты, такие как подготовка к сочинской Олимпиаде, Универсиаде в Казани, будем проводить чемпионаты Европы, мира. Хочу всех поздравить с тем, что Россия получила право проведения Чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2016 году. Я уверен, что специалисты понимают: при всех сложностях и при том, что спорт - это спорт и не всегда удается побеждать, всё-таки болельщики всегда ждут побед. Всегда ждут побед! И очень рассчитываю, что не только в хоккее, но и по другим видам спорта наши национальные сборные нас порадуют, а специалисты вовремя, своевременно будут анализировать ситуацию, вовремя вносить коррективы, готовиться к предстоящим стартам и добиваться успеха.

Но, повторяю, наша цель сегодня - поговорить о профессиональном образовании. Для решения задач в этой сфере важно подготовить достойных специалистов - тренеров, учителей физкультуры и в школах, и в вузах, тех, кто поможет раскрыть и реализовать спортивный потенциал спортсмена, да и вообще каждого человека, воспитать в человеке ответственное отношение к своему собственному здоровью.

Напомню, родоначальником профильного (спортивного) образования в России был легендарный врач и педагог Пётр Лесгафт, который в 1896 году открыл в Санкт-Петербурге высшие специализированные курсы. Отечественная школа подготовки тренерско-преподавательского состава развивалась весьма интенсивно, и за 115 лет своей истории она заслужила действительно по праву международное признание. Более того, по многим видам спорта наши специалисты считаются лучшими в мире. Поэтому важнейшая задача - сохранить кадровую преемственность, сохранить традиции.

Нужно между тем признать, что в последнее время планка спортивного образования в России снижается, многие высококлассные специалисты предпочитают работать за пределами страны. Безусловно, кадровая мобильность в современном мире - это дело естественное, рабочие силы всегда (в свободном мире) ищут и находят условия, где предлагаются лучшие условия для их применения. Это очевидный факт, поэтому мы должны стремиться, чтобы и российские, да и зарубежные наставники могли реализовать себя именно в нашей стране. Наша задача - создать для этого, как я сказал, необходимые условия. Их опыт - опыт преподавателей и тренеров - необходимо использовать и в системе обучения новых поколений спортивных инструкторов, педагогов, тренеров. Важно наладить более тесное взаимодействие с лучшими иностранными школами, в том числе и за счёт стажировки российских специалистов за рубежом.

Подчеркну, высококвалифицированные специалисты необходимы, чтобы запустить полноценный образовательный процесс не только в действующих учебных заведениях, но и на новых инновационных площадках. Напомню при этом, что в преддверии Универсиады в Казани откроется международный образовательный центр Международной федерации студенческого спорта. Центр, могу вас проинформировать, будет работать на базе семи спортивных объектов Всемирной летней универсиады, а в Сочи уже начал свою работу Российский международный олимпийский университет.

Конечно, нужно подумать, как эффективно использовать возможности казанского и сочинского центров для повышения международного авторитета отечественной спортивной науки и образования, другими словами - чтобы к нам стремились ехать за качественными знаниями, современными технологиями.

Следующая задача - укрепление материально-технической и научной базы спортивного образования. Ещё пару десятков лет назад в наших профильных вузах действовало порядка 80 спортивно-педагогических и медико-биологических лабораторий. Сегодня весь спектр работ выполняет лишь пять научно-исследовательских подразделений. По оценкам экспертов, для серьёзной работы нашим специализированным вузам необходимо 154 комплекса по изучению влияния физической и психологической нагрузки на организм спортсмена. Реально в наличии только 27. А мы знаем с вами хорошо: без знаний, объективной информации, которые они дают, сегодня не обойтись ни тренеру, ни спортивному педагогу.

Минспорттуризма и Минобразования нужно принять все меры по внедрению современной техники и технологий в программы образовательных учреждений и высших школ тренеров. Прежде всего, конечно, нужно подумать (и мы понимаем с вами, насколько это важно) об игровых видах спорта, прежде всего потому, что они самые массовые, но не забывать, разумеется, и все другие.

Хорошим подспорьем для развития и совершенствования профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава может стать образовательный интернет-портал. Он объединит информационные ресурсы ведущих спортивных университетов и обеспечит доступность самых свежих данных о достижениях спортивной науки, новых педагогических практиках, позволит пользоваться всем, кто проявляет интерес (профессиональный и просто человеческий интерес) к этому виду деятельности. Единая информационно-образовательная сеть в сфере физической культуры и спорта должна быть запущена уже в начале следующего, 2012 года.

Далее. На сегодня практически все 146 вузов, которые готовят спортивных специалистов, нуждаются в обновлении, строительстве или реконструкции универсальных и специализированных залов по различным видам спорта. Для решения этих задач реализуется целый комплекс мер. Так, в рамках программы "Развитие физической культуры и спорта в России на 2006-2015 годы" в Ленинградской и Челябинской областях сейчас создаётся два федеральных центра подготовки при спортивных вузах. Реконструкция и строительство вузовских спортивных сооружений идут в Воронеже, Краснодаре, Смоленске. В 2010-2011 годах на эти цели направлено 9 млрд рублей.

Кроме того, Минобрнауки совместно с партией "Единая Россия", как вы знаете, в прошлом году запустило программу "500 бассейнов", в рамках которой бассейны в пяти вузах уже построены, в 17 вузах строительные работы начались в этом году. Однако до сих пор сохраняется просто иногда анекдотичная ситуация: в ряде спортивных вузов тренеров по плаванию, например, или по лёгкой атлетике готовят без бассейнов и без легкоатлетических стадионов. Конечно, нужно самым внимательным образом посмотреть на эту проблему. Это реальная проблема. И тренеры у нас, как в анекдоте, будут: "Вы сами-то умеет плавать?" - "Нет. Я знаю, как плавать". Но этого недостаточно, и, конечно, нужны спортивные объекты.

Следующая тема. Особое внимание следует обратить на работу тех, кто занимается поиском спортивных талантов, на формирование нашего спортивного резерва в целом. Ещё пару десятков лет назад у нас была эффективная система отбора и подготовки талантливых детей, основу которой составляло порядка 300 спортивных школ-интернатов. Сегодня их осталось по всей России не более 10. Система отбора должна быть, безусловно, восстановлена, в том числе за счёт возрождения подобных школ-интернатов в регионах Российской Федерации. Я прошу наших коллег, руководителей регионов России, обратить на это особое внимание.

Безусловно, ключевое место в формировании спортивного резерва для сборных команд страны в субъектах Федерации занимают училища олимпийского резерва. Уникальность образовательного процесса в них заключается в сочетании учёбы с активной тренировочной и соревновательной деятельностью учащихся. И в рамках новых образовательных стандартов этот принцип должен быть не только сохранён, но и получить развитие.

Крайне важно активно продвигать спорт и в обычных, общеобразовательных школах. Как вы знаете, в учебную неделю вводится третий урок физкультуры. Считаю, что это абсолютно правильный шаг. Но он должен быть подкреплён необходимой базой, только тогда и ожидаемый эффект будет достигнут. Школьные преподаватели физической культуры должны быть современными и подготовленными специалистами. Естественно, когда это делается по совместительству либо преподавателями труда, либо военруками и так далее, при всем уважении к этим людям это всё-таки не тот уровень.

В рамках нашего проекта по поддержке российской школы нужно обязательно предусмотреть меры по привлечению в школы профессиональных специалистов - хороших, хорошо подготовленных людей, а также по переподготовке преподавателей, повышению их квалификации в соответствии с актуальными методиками. Нужно, конечно, существенно обновить содержание уроков физической культуры, сделать их по-настоящему интересными и доступными для детей с разными физическими возможностями и состоянием здоровья.

Кроме того, обращаю внимание, что в отдельных регионах более 30% школ вообще не имеет спортивной инфраструктуры, а спортзалы соответствуют санитарным нормам только лишь в девяти субъектах Российской Федерации. Изменить такое положение дел тоже важнейший приоритет программы модернизации российской школы.

Вот мы сегодня посмотрели, здесь, у Ткачёва (А.Н.Ткачев - губернатор Краснодарского края) , есть просто замечательные проекты. Александр Николаевич, просто прекрасные! Можно делать ведь и спортивные сооружения межшкольные, которые сразу будут использоваться несколькими школами, но самые элементарные вещи должны быть в каждой школе, безусловно.

Давайте начнём работать.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги! Мы сегодня говорили и о спорте высших достижений, и о физической культуре, и о массовом спорте. И должен сказать, что важность всех этих тем для всех нас абсолютно очевидна. Вот Александр Николаевич (А.Н.Ткачёв - губернатор Краснодарского края), когда делал своё сообщение, упомянул о том, что там, где развивается спорт, снижается подростковая преступность. Это очевидная вещь, это просто статистика. Как только возможности спортивной базы увеличиваются, тут же на глазах снижаются подростковая преступность и правонарушения. Сергеев Николай Константинович (Н.К.Сергеев - ректор Волгоградского государственного педагогического университета) говорил об утверждении здорового образа жизни, говорил о подготовке педагогических кадров в этой сфере. Собственно говоря, это основная наша тема, но, разумеется, мы не могли не выйти за рамки этого вопроса - говорили обо всех проблемах. Вот Гарри Захарович Карнаухов (Г.З.Карнаухов - председатель Совета директоров училищ олимпийского резерва России, директор Государственного училища (техникума) олимпийского резерва г. Самары) показал нам материальное состояние училищ олимпийского резерва - не только там, у себя, но и по всей стране дали картинку.

У нас совершенно очевидно, есть движение вперёд, и не только по Сочи. Мы видели, что в Казани происходит, что происходит в других субъектах Российской Федерации. Но есть проблемы: такие, которые мы видели с этими училищами. То есть у нас практически по всем направлениям кое-что сделано, наблюдается заметный прогресс, но в то же время объём проблем пока очень и очень большой.

Мы подготовим протокол к нашему сегодняшнему совещанию - как, вы знаете, всегда делаем в таких случаях, имею в виду высказанные предложения и замечания, - мы его поправим соответствующим образом и будем принимать.

Что касается финансирования, то да, у нас основные параметры определены, и мы должны исходить из этого, но вопрос - в приоритетах. Всё зависит, конечно, от профильных министерств - от Министерства спорта и туризма, от Министерства образования и науки. Это будет зависеть от того, как мы распределим приоритеты. Там можно перераспределить что-то в рамках имеющихся параметров, и, если мы признаем что-то более эффективным, более нужным, где-то подправим все наши планы.

Вам большое спасибо за работу, в том числе нашим коллегам, которые работали с нами в субъектах Российской Федерации - в Самаре, Волгограде и Казани. До свидания! Спасибо большое.